Почему не война, а специальная военная операция? Зачем это словоблудие, эта словесная эквилибристика?
Я не буду говорить про юридическую сторону вопроса с военным положением, частичной или всеобщей мобилизацией, ограничении прав и свобод, которые сейчас не нужны (за исключением тех действий, которые следовало сделать ещё в "мирное" время).
Я хочу поговорить о моральной, психологической составляющей. На войне есть и победители, и проигравшие. Даже "проигравшие" здесь слово неправильное, вернее будет "потерпевшие военное поражение". Победителям очень сложно будет отказаться от логики "горе побеждённым", а потерпевшим поражение очень сложно будет отказаться от мыслей о реванше.
Возьмём для примера армяно-азербайджанскую войну за Нагорный Карабах. Первую войну выиграли армяне и 30 лет вели себя дерзко, высокомерно, вызывающе, отказываясь от каких-либо сущностных переговоров, крича на каждом углу, что Баку - исконно армянская земля. Итог: 30 лет вражды, поколения, взращённые в ненависти с обеих сторон. И как только появился шанс, Азербайджан взял реванш... и ведёт себя точно также, как до этого вели себя армяне. Мира там нет и не будет.
Но более интересна другая война - Холодная война. Холодная война закончилась развалом Советского Союза. Но мы не считали это поражением, мы не считали себя стороной, потерпевшей поражение. Мы считали, что достигли успеха, отказались от коммунистических идей, дефицита, отставания технологий, ограничения свобод. Мы с радостью принимали у себя все западные ценности, институты, практики. Но с той стороны на нас смотрели именно как на потерпевших поражение, игнорировали наши озабоченности (об этом в последнее время много говорил Президент, не считаю нужным это всё повторять), считали себя в праве диктовать нам условия на правах победителей. И когда мы это поняли, то мы отказались покорно исполнять роль проигравшей стороны, тогда и началось наше противостояние с США, логическое последствие которого мы наблюдаем сейчас.
А политики США тоже находятся в этой же ловушке неправильной трактовки истории. Никакой политик не сможет сейчас сесть договариваться с Россией на равных, потому что как же так Рейган и Буш победили Россию в холодной войне, поставили её на колени, а вы сейчас с проигравшими будете договариваться как с равными? Это равносильно предательству, концу политической карьеры.
Поэтому сейчас крайне важно не использовать слово "война" в ситуации с Украиной, потому что украинцы — это русские, это народ победитель, они никогда не будут покорно выполнять роль потерпевших поражение, как её не стали выполнять и мы. Это специальная военная операция, цель которой не нанести военное поражение украинцам, а освободить их от текущей власти.
Но в большей степени это нужно донести до наших граждан, чтобы по итогам всех этих событий они вели себя не как наглые и высокомерные победители, а как братья, с которыми мы жили тысячу лет вместе и будем жить вместе ещё тысячу лет. Украинский народ — это русский народ. Давайте покажем, что русский народ — это не американский народ.